Предательский дизайн
Пару дней назад я написал заметку о зевании. Некоторые люди видимо не так поняли и начали строчить мне на почту гневные письма. Сегодня хотел бы пояснить за пост и рассказать о предательстве в дизайне.
Я писал:
«Стоит такая прекрасная, молодая и ухоженная особа. Одета с иголочки, пахнет дорогими духами. И тут она закатывает глаза и разворачивает себя наизнанку. Зевает, будто у стоматолога на осмотре. Девушка сразу превращается в мерзотное животное. Какая досада.»
С одной стороны, девушка не виновата, с другой стороны, ощущается легкая подстава. Опыт с этой девушкой можно переложить на дизайн. К примеру, вы покупаете очень красивую компьютерную мышь. Она имеет очень много функций, сделана из дорогих полимеров и стоит кучи денег. Вы распаковываете ее, подключаете к компьютеру и, в предвкушении счастья, начинаете тестить. Но она оказывается дико неудобной, некомфортной и вообще у вас рука от нее болит. Предательство в дизайне — это непродуманный функционал и наплевательское отношение. Дизайнера не заботит то как будут использовать его мышь, зато он сделал ее красивой и дорогой — исполнил мечту заказчика. В своей жизни я очень часто сталкиваюсь с дизайном, который на первый взгляд, очень хорош, но при использовании, превращается в настоящую проблему.
Именно из-за него нам приходиться покупать чехлы на телефон, коврики в ванную и прихватки для сковородок. Ведь если бы дизайнеры предусмотрели, что телефон может падать, в ванной можно поскользнуться, а сковорода может обжечь — нам бы не пришлось покупать лишние приспособления. Сейчас считается нормой сделать продукт, и вместе с ним продавать различные товары под названием «аксессуары». Я считаю, что если у продукта много аксессуаров, то дизайн плохой. Чем меньше аксессуаров, тем больше времени дизайнер уделил функции, а не форме.
В интерфейсах все еще страшнее. Как часто вам приходилось удалять программу или приложение, уходить с сайта или магазина, по причине того что там все неудобно? Компании пиарят свои выкидыши под громкими лозунгами «Самые удобные карты», «Лучший сервис для поиска такси», «Человекопонятная СИ-ЭР-ЭМ», а на деле мы получаем сервис, которым не хочется пользоваться спустя три-четыре минуты.
Происходит это по самым разным причинам, однако главная — дизайнер не будет пользоваться тем, что он создал. Наплевательское отношение к работе возникает только в том случае, если работнику плевать на других людей. Он с радостью будет поливать цветы у себя на даче, подметать пол дома и выкидывать хабарики в окно, а не на свой балкон, но он никогда не поставит банку в парадной, не подметет во дворе и не скинется на капитальный ремонт. Здесь мы упираемся в зону комфорта, которую надо расширять.
См. параграф из Ководства о «Зоне комфорта».
Лебедев писал: — «Начать расширять свою зону комфорта очень просто: нужно для начала разрешить в ней оказаться хотя бы еще кому-нибудь, кроме себя.» Дизайнеру, который проектирует компьютерную мышь, стоит учитывать то как будут пользоваться его мышью разные люди. Например, выдать в офисе менеджерам пару прототипов. Никто никогда не спрашивает секретарш, менеджеров по продажам, программистов или вахтерш — им просто выдают готовые стулья, столы, мыши, компьютеры, наплевав на их привычки, вкусы, и даже анатомические особенности. Не стоит разрабатывать продукт на основе своих предпочтений, пожеланий или загонов, стоит спрашивать потенциальных потребителей, а лучше: взять их в процесс. Конечно, потребительские товары не подойдут всем людям, но можно попробовать адаптировать под большинство или разделить на направления: мышь для рисования, мышь для менеджерской работы, мышь для игр или программирования.
Как много вы видели товаров готовых к использованию? — для блокнота нужна ручка или карандаш, для карандаша точилка и стерка, для канцелярии — пенал, для пенала рюкзак или сумка, для рюкзака кофта, для кофты куртка, для куртки валик или зонт, для зонта чехол — так можно до бесконечности. Большая часть всего бизнеса занимается продажей дополнительных товаров. Вы не можете прийти в Буквоед и купить одну книгу: вам понадобиться закладка, суперобложка, фирменный пакет с рекламой, жвачка «Орбит» и дисконтная карта. А хочется купить готовое и целое.