«Дизайн для реального мира» — Виктор Папанек
Прочел книгу «Дизайн для реального мира» пару месяцев назад. Думаю, стоит о ней сказать пару слов.
Многие люди наивно полагают, что дизайн — это создание какого-то логотипа, красивой картинки, или верстка плаката. Это не так. Дизайн, к счастью, этим не ограничивается. В своей книги автор рассказывает о том: зачем нужны дизайнеры, и как они изменяют мир. Он затрагивает настолько громкие темы, что твое дизайнерское Эго начинает визжать.
Благодаря этой книге я перестал грациозно называть себя дизайнером направо и налево. Я понял, что я могу называть себя дизайнером, только тогда, когда разработаю что-то действительно полезное для реального мира. Я считаю, что каждый дизайнер, перед входом в профессию, должен прочесть эту книгу. После прочтения вы поймете, нужны вы миру или нет. Вы поймете, стоит ли вам лезть в эту чащу и разгребать то говно, которое окружает нас.
Особенно много автор говорит о странах третьего мира. О том, что нынешние дизайнеры вместо того, чтобы что-то проектировать, создавать, изобретать, потакают желаниям клиентов и тратят свой талант на выбор цвета штор.
«Плохо, что мы занимаемся дизайном, предназначенным исключительно для старых, жирных, богатых, белых, могущественных. Для тех, кто виноват во всех бедах и ужасах, которые до сих пор выпадали на долю человечества. Создать помаду для честной шлюхи — это одно, а дезодорант для её сутенера — другое.» — Виктор Папанек.
Он так же говорит, о том, что машины не очень удачное изобретения с точки зрения влияния на окружающую среду и удобства. В ней полно недостатков и она предназначена для здоровых и молодых. Совсем никто не думает о тех меньшинствах, которые, в буквально смысле, забыты дизайнерами. Виктор критикует тех дизайнеров, которые занимаются проектированием больших зданий, домов с огромными окнами, всякого рода безделушек и тд. Он говорит, что вкладывать свой дизайнерский талант нужно в русло, где людям нужна помощь, а ни где им нужно подлизнуть за копейку.
Автор начинает книгу со слов:
«Конечно, существуют и более вредные профессии, нежели промышленный дизайн, но их совсем немного. И, возможно, лишь одна профессия превосходит его по степени надувательства — рекламный дизайн. Убеждать людей приобрести то, что им не нужно, на деньги, которых у них нет, чтобы произвести впечатление на тех, кому до этого нет никакого дела, — сегодня это мошенничество стало поистине виртуозным. Промышленный дизайн, смешивая в безумных пропорциях все безвкусные глупости, которыми вразнос торгуют рекламщики, прочно удерживает второе место.»
Автор совершенно смел в своих высказываниях. Он дерзкий и крутой. Он бунтарь. Каждая строчка словно бьет читателя по лицу и говорит: «Ты занимаешься херней, мудак!»
Спасибо Виктору за столь прекрасную книгу. Именно она наставила меня на «путь истинный». Я начал заниматься крупными проектами, которые мне не принесут ни гроша, зато скорее всего помогут исправить тот ужас, который меня окружает. Автор в книге сказал очень важную вещь, о которой я думаю каждый день:
«Дизайнер либо зарабатывает деньги, либо меняет мир.» (не дословно)
Это действительно сильное заявление. Большая часть дизайнеров делают деньги. Кто согласится поехать в какую-нибудь страну третьего мира, чтобы решить проблему водопровода? Кто поедет в Конго, чтобы сделать для людей дом (за просто так)? Таких дизайнеров очень мало, потому что подобный дизайн не приносит денег. Сам Виктор жил в таких странах и проектировал кучу разных интересных штук. Он спроектировал радио из консервной банки, черт возьми.
«Все люди — дизайнеры. Все, что мы делаем, практически всегда — дизайн, ведь проектировать свойственно человеку в любой его деятельности. Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью составляет суть дизайна. Любая попытка выделить дизайн в нечто обособленное, превратить его в вещь-в-себе работает против дизайна как первичной базовой матрицы жизни. Сочинение эпической поэмы, выполнение стенной росписи, создание шедевра, сочинение концерта — все это дизайн. Но когда наводят порядок в ящике письменного стола, удаляют больной зуб, пекут яблочный пирог, обустраивают площадку для игры в бейсбол или воспитывают ребенка — это тоже Дизайн. Дизайн — это сознательные и интуитивные усилия по созданию значимого порядка.» — Виктор Папанек.
Многие дизайн-бюро и студии занимаются дизайном, чтобы исполнять мечты жирных и богатых клиентов. Студий, которые занимаются улучшением мира, по пальцам пересчитать. В России я знаю только одну — Студия Артемия Лебедева. Как ей удаётся менять мир и зарабатывать деньги — вопрос, на который сложно ответить.
Конечно, всем надо на что-то жить. Всем надо зарабатывать деньги. Но кто мешает параллельно делать что-нибудь действительно полезное и необходимое? Дизайнер в первую очередь изобретатель, а уже потом потакатель чужим потребностям. Сейчас я на той стадии, когда только начинаю разрабатывать что-то действительно нужное. Надеюсь, со временем я буду посвящать 100% своего времени на разработку вещей для реального мира. Эта книга — лучший мотиватор для тех, кто грезит изменить мир. Я советую ее абсолютно каждому.