Легкое понимание дизайнерской задачи

решение дизайнерских задач

Очень большое количество людей думают, что дизайн — это сделать «красивую картинку». От части это правильно, потому что задача может требовать создание непосредственной красоты. Другая часть, более продвинутая, знает изъезженную фразу: дизайн — это решение задачи. Однако, смутно понимают значение этих слов. В первую очередь, я говорю про дизайнеров.

Я совсем недавно начал понимать, что такое решение задачи. Сейчас я на начальном этапе, который открывает удивительное знание — задачу из клиента нужно доставать. Ко мне, к сожалению, редко приходят клиенты со сформулированной и уверенной задачей. Мой клиент — женщина, которая не понимает зачем пришла.

Здравствуйте, Вениамин. Мы консалтинговая компания, которой было бы не плохо создать сайт. Мы думаем, что теряем большое количество клиентов из-за того, что у нас нет странички в интернете.

Она примерно представляет проблему, но не уверена. Первый признак не дизайнерской задачи — клиент с первых слов предлагает свои решения. В таких случаях я предлагаю рассказать подробнее про бизнес и проблемы. Клиент рассказывает, затем я начинаю искать источник. Как только нахожу источник всех бед — ищу решения. Теперь я работаю так.

Иногда я понимаю, что с задачей не справляюсь, тогда я отказываюсь от проекта, либо передаю друзьям. Не вижу смысла тратить деньги клиента и свое время на решение задачи, которую я не решу. За последние полгода было очень много прецедентов: я брался за задачу, пытался отчаянно ее решить, но не мог в силу своей неопытности и юности.

Сейчас я понял, что лучше потерять деньги, отказавшись от проекта, чем испортить чей-то бизнес своим неудачным решением.

Всем своим друзьям и знакомым дизайнерам, которые не различают реальную дизайнерскую задачу от поддельной, — я привожу примеры:

Обычная задача:
Клиент просит приготовить пирог.

Дизайнерская задача:
Клиент просит поднять продажи прямоугольных диетических безглютеновых пирогов.

В первом случае — задача, но не для дизайнера, — такому клиенту нужен повар.
Во втором случае — дизайнерская задача. Есть ограничения и есть конкретная проблема. Нужно понять полезное действие продукта и достойно представить целевой аудитории: сделать особую упаковку; может сайт, который будет продавать эти пироги. Необходимо понять, нужны ли эти пироги людям, будут ли они их покупать... Такие задачи я особенно люблю. Люблю, потому что они сложные.

Хорошая задача звучит не как перечень действий, а как список проблем и ограничений.

Клиент всегда приходит с определенным желанием. Появилась идея, загорелась лампочка, стукнуло в голову после вчерашней пьянки. Желание не означает, что для дизайнера нашлась работа. Ошибочно думать, что у клиента всегда есть дизайнерская задача. Возможно, у него все хорошо, а он хочет чуть лучше.

Добрый день, у нас на сайте карта темного цвета. Нашему директору кажется, что желтая карта будет лучше. Вы можете перекрасить ее в желтый? Сколько это будет стоить?

Он может думать, что так лучше, но на деле — меняется лишь цвет: начинается вкусовщина и борьба с клиентом. Заказчик не представляет как лучше — ищет дизайнера. А может лучше и не надо — он этого не знает наверняка. Что уж говорить о дизайнере? — дизайнер тем более не знает.

Понимание проблемы

Есть клиенты с проблемой. Проблему нужно выявить и решить. Клиент может и не видеть источник проблемы, но страдать от нее. Чешется у него жутко спина: в зеркало не посмотреть, рукой не достать. Он примерно понимает, что ему мешает, но конкретно сказать не может. Именно поэтому он ищет человека на стороне, который найдет проблему и почешет спину в нужном месте. Этот человек не обязательно должен быть дизайнером. Возможно, ему нужен друг с ногтями на руках, а не новая навигация в офисе.

Самое сложное в этом деле — понимание. Клиент приходит с желанием сделать сайт, а может ему вообще не нужен сайт, может ему новая упаковка нужна. Нужно научить себя видеть чуть шире, чем клиент. Необходимо откинуть все вытекающие проблемы и найти ее главный источник. Клиент может этого не понимать и не согласиться — ему кажется, что новый логотип точно прям ваще решит его задачу. Здесь пригодятся знания в области ведения переговоров. Переговоры нужны не для того, чтобы впарить подороже. Они помогают показать клиенту его истинную проблему и предложить решение. Можно, конечно, сделать ему сайт, но решит ли это его задачу?

Необходимо откинуть все вытекающие проблемы и найти ее главный источник

Если задача звучит как-то так: «босс хочет новый и красивый сайт», то это пустая трата денег клиента и времени дизайнера. Не понятно: зачем нужен такой сайт, как он должен выглядеть и какую задачу решать. Именно поэтому возникает большое количество неприятных правок. Ни клиент, ни дизайнер не понимают для чего нужен треклятый сайт.

Слушайте, нам не нравится шапка сайта. Она какая-то некрасивая. Нам же нужно сделать красиво, поймите. Вы дизайнер или как?

В таком случае надо искать источник и формулировать задачу. «Сделать красиво» — не дизайнерская задача в данном случае. Правильно сформулированная задача — половина решения. Теперь я начал понимать, о чем говорили Рэнд и Папанек.

Не хочу, чтобы кто-то подумал, что я возомнил себя мастером в области решения задач. Этим постом я хотел поделиться своими маленькими прорывами. Никакие учебники, лекции, книги и обучалки не смогли донести до меня, что такое дизайн. Лишь работа над личными проектами. На данный момент я стараюсь нести пользу и заботу клиентам. Я тщательно работаю над задачами и не берусь за слишком сложное. Учусь управлять собой. Учусь правильно решать задачи.

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное