Что делать, если клиент ошибается
И редакторы посыпались...
Изначально я хотел написать большой пост про клиентов и все такое, но лучше будет разделить на серию. Сегодня про легкое ощущение допущения ошибки со стороны клиента.
Очень часто в своей работе я встречаюсь со странными предложениями от заказчиков. Одному хочется использовать серое на сером, другой топит за круглые визитки, третий за антидизайн. С этими предложениям я постепенно учусь работать — выслушивать, обдумывать, принимать, дорабатывать и решать. Пару месяцев назад для меня это стало откровением.
Слышишь херню? — сообщи. Заказчик тоже человек и очень хочет участвовать в процессе: «А давайте нарисуем большой хрен на главной?». Это предложение интересное, но вряд-ли будет работать. Я это подозреваю и прямо говорю. Не факт, что ко мне прислушаются, но попробовать отбросить дурной вариант необходимо. Если клиент сильно настаивает, то не нужно понтоваться — дайте ему возможность увидеть глазами.
Не верит — покажи. Клиенты бывают настырные. Если попытки отбросить дебильные идеи четны — визуализируйте его задумку. Пусть сам убедится в будущем фейле. Разумнее было бы все объяснить, чтобы не тратить время на пустые макеты, но показывать картинки — наглядней. А еще никто не мешает за это взять деньги.
Тут может быть два варианта — клиент оказывается прав и вы по уши в дерьме, либо правда остается за вами и вы на коне.
Ты ошибся — не бузи. Если картинка доказывает теорию клиента — ваш профессионализм ставится под вопрос. Получается, что клиент сам недурно решает свою задачу. Ок, тогда вам нужно помочь реализовать ее наилучшим образом. Тут можно вырулить в сторону того, что любая идея в виде идеи — ничего не стоит. Хорошее решение — результат работы двух сторон.
Он ошибся — не стеби. Если картинка доказывает, что идея клиента, — полный отстой, — не вините его. Не говорите, что вы были правы и все такое. У меня был случай с одним клиентом, которому я делал визитку. Он просил сделать круглую визитку, а мне эта идея казалась бредовой. Тогда я предложил проверить идею на практике — сверстал и попросил распечатать. Он убедился, что круглая визитка совершенно неюзабельна. Вместо того, чтобы предложить новый, удобный вариант, я начал выебываться, понтоваться и кичиться. Результат: клиент обиделся и ушел. Не делайте так.
Теперь задачу реши. После того, как дебильный вариант отброшен в сторону, клиент убежден, а ваше чувство собственного великолепия на высоте — можно предложить что-то работающее.
Ошибки совершают все: и клиенты, и дизайнеры, и арт-директоры, и президенты. Не важно каких масштабов допущена ошибка и кто виноват — важно что вы будете делать дальше.
Нужно спросить, почему клиент такое говорит. Возможно, причина глубже. Например:
Может быть, это сайт секс-шопа, и он хочет показать «товар лицом»? Или хочет этим самым сказать, что нужно показать/подчеркнуть ассортимент.
Может быть клиент — владелец бара, и это такой ход сассоциировать подставку под пиво?
Может. Все зависит от задачи, в данном случае клиенты из других бизнесов.