Работать дизом или руководителем? Быть свободным или запертым в ответственности? Уходить в шесть вечера или путать субботу со вторником? Выполнять задания или решать задачи? Рисовать картинки или изобретать? Зарабатывать пятьдесят тысяч или сто пятьдесят? Управлять или быть управляемым?
На все эти вопросы ответ один — контроль. Работа на другого человека лишала меня всякого контроля над собой, задачей, клиентом, деньгами. Я не мог планировать жизнь, принимать решения, даже отказаться от выполнения плохой работы. Меня это убивало. Мне всю жизнь было сложно в компаниях, послужной список как подтверждение. Я постоянно был какой-то мерзкой занозой в заднице любого бизнеса, любой компании, любого руководителя. В первую очередь из-за того, что я — отвратительный работник. Это правда. Я вечно опаздывал, спорил, ныл, возмущался, качал права. Я как очень неудобный такой серый башмак, который никуда не наденешь.
Я не умел приносить пользу компании в том виде, в каком она была нужна. И я винил компанию. Винил руководство. Винил себя и весь мир, а потом понял — дело в том, что компания была не моя. Что мне дала собственная студия? — она дала мне тот контроль, который позволяет приносить пользу. Ту, которую я считаю важной. Этого мне не могла дать ни одна компания в жизни. Вот что я понял за эти полгода, остальное ниже — болтовня.
Своя студия и страх
Конечно, это слишком громкие слова для такого как я. Какая студия, мальчик? Какой бизнес и вообще работа? — полгода назад мне казалось, что после увольнения я доделаю очередную халтурку и пойду снова искать работку дизом. Но я оказался в ситуации выбора приоритетов. Этот выбор, как говорит мой отец, выпадает каждому пару раз в жизни.
Плыть на чужом судне или прыгать в море на своем.
Мне выбор выпал сейчас. Снова. Я как и все боюсь поступить не так «как надо». Боюсь опешить, оступиться, споткнуться и все потерять. Я вообще большой трус. Налоги, люди, работа, клиенты, задачи — все-все пугает меня. Я никогда ранее не писал об этом, но я уже делал студию в 2017 году. У меня вообще ничего не получилось, просрались полностью все заказы, кинули все клиенты и разошлись все ребята. Я до сих пор каждый месяц плачу банку копеечку. Из-за этого фейла я пошел работать в КФС! Этот опыт отбил у меня всякое желания заниматься «бизнесом». Прошло два года и я снова тут. И мне снова страшно.
Было бы слишком нагло с моей стороны не признавать тот факт, что работа в студиях на меня сильно повлияла. Миша К., Женя А., (а еще Макс А.) повлияли на меня как никто более. Благодаря им и одновременно, уж извините, из-за них я сделал Двор. Спасибо.
Ценность в пользе
Работая в М18, Старбаксе, Макдаке я не понимал свою ценность. Делая дизайн, делая кофе или делая чистым пол я не умел приносить пользу. Мне не давали этой возможности. Двор — это мой способ прийти в чужой бизнес и сделать его лучше теми инструментами, которыми я владею лучше всего. Я наконец-то начал делать ту работу, которая у меня получается. Работу, которая помогает клиенту и полезна для всех вокруг. Это не просто сайты, не просто айдентика и реклама. Это не просто посчитанные часы, умноженные на ставку с маржой. Это идеи. Это изобретения. Это превращение сложного и запутанного — в простое и логичное. Это разработка чего-то нового. Это работа на основе старого. Это вечный поиск таких решений, которых нет на рынке. Это всегда попытка принести пользу.
Было бы слишком нагло с моей стороны отрицать тот факт, что работа в студиях на меня не повлияла. Миша, Женя и Макс повлияли на меня как никто более. Благодаря им и одновременно, уж извините, из-за них я сделал Двор. Спасибо.
Рост
В компаниях мне просто запрещено было становится лучше. Там никто не заинтересован в том, чтобы я стал мощнее в области, которую считаю важной. Там всегда звучит «тебе это не надо, тебе вот это надо». В компаниях предлагают растить исключительно то, что выгодно компании. Ведь если ты будешь расти в своей области, тогда велика вероятность переворота, требований или что там обычно делают крутые ребята? Нет. В компаниях я никогда не рос. Я рос только на личных проектах, только концептами или работой по выходным и ночью.
Двор учит меня очень быстро во всех областях — в дизайне, управлении, финансах, экономике, планировании, заботе, эмпатии, чувствах. Он наказывает меня людьми, временем, проектами, деньгами.
Двор как будто мой личный способ вырасти.
Двор вынуждает превращаться из маленького дизайнера в универсальную машину решения сложных, запутанных, порой, невыносимых задач. В компаниях я и представить не мог насколько может быть трудна работа. Насколько быстро нужно вникать, учиться и расти. Двор пинает меня каждую минуту в сторону того, где я слаб (во все стороны). Разумеется, со временем я становлюсь сильнее. Не в области рисования пикселей, выбора цвета или модного интерфейса. В областях контроля.
Никуда не деться
Я писал, что я трус. Своя компания — это вечный страх за все что угодно. За людей, за работу, за слова, за задачи, за решения. За всё ты несешь ответственность и от этого никуда не деться. Никуда не деться от менеджмента, пинков, подсчетов, аналитики, метрик, трат, управления. Надо рисовать дизайн? — самому нельзя потому что не выгодно, выгодно найти дизайнера и управлять. Надо управлять? — будь добр найти способ, расписать задачи, брифы, вопросы. Дизайнер не понял? — назначь встречу с клиентом, следи, чтобы дизайнер не ляпнул глупости. Дизайнер не успевает? — переноси сроки, терпи, работай с клиентом. Клиент не платит деньги? — найди способ получить деньги, найди способ оплатить работу дизайнера.
Я никогда не думал о вещах, которые сваливаются на плечи, когда начинаешь управлять всем. Это безумно страшно. Я всю жизнь избегал того, что сейчас изучаю, практикую и нарабатываю во Дворе. Иронично, но от этого тоже никуда не деться.
Люди
Я больше никогда не работаю один. Надоело. Двор — это не Вениамин Векк — это именно компания, состоящая из пары клевых ребят, которые делают проекты. Все работают на проектной основе. Я пока не научился выстраивать какую-то систему работы людей внутри студии. Нас слишком мало, чтобы работать над внутренней жизнью, но все придет со временем. У нас нет офиса, личных встреч или совместных зарядок. У нас есть совместные проекты — это клей, который держит все вместе. Наверно это плохо, подумаю как решить это. Если вы хотите сделать со мной проект, стать частью Двора или вам просто интересно — можете написать на почту или в телеграм.
Вместо вывода
Первые полгода прошли достаточно хорошо, но напряженно. За это время мы сделали примерно восемь проектов, большая часть которых — прямая работа с продуктом. Мы просели только в декабре, но быстро выкарабкались и нашли чем заниматься в праздники и очень сухой январь. Мы начали с графики, сделали пару стилей и перешли на веб. Сейчас в планах выпускать один-два проекта в месяц, вырасти до пяти человек, разобраться с местом работы (в кафешках надоедает), выйти на прогнозируемые цифры в месяц и сделать себе имя. Звучит амбициозно?
А что до вывода — нет тут никакого вывода и красивого мотивирующего окончания, даже концовка толком не допис...