Позднее Ctrl + ↑

Я ненавижу такие кружки

У меня на рабочем столе полный треш — рабочие файлы, книги, зарядки, наушники, таблетки, сигареты, дезодорант, ушные палочки, тарелки и всякая еда. Я работаю в беспорядке, бабушка называла это творческим, мама — ленью. Иногда я прибираюсь, но одна вещь всегда остается на столе — рабочая кружка с водой. Пить воду полезно и приятно, ходить ради этого на кухню я не хочу. Сегодня третий раз пролил воду на стол из вот такой кружки:

Блог Вениамина Векка

Какой мудак это придумал? Как вообще она оказалась у меня дома?

Сужающейся стаканы в ресторанах помогают чуть-чуть сэкономить заведению на просьбу — «И вот этой девушке повторите за мой счет». Это вроде как называется антидизайном. Но причем тут кружки? Кружка должна ровно стоять на столе, не опрокидываться при легком касании, и не плавиться от чая. Все эти качества хорошей кружки можно сломать антидизайном если требуется. В данном случае я вообще не понимаю зачем все сломали. Форма ради формы?

Идеальная кружка для рабочего стола выглядит как-то так:

Блог Вениамина Векка

Идеальных кружек в доме мало, поэтому я приглядываюсь к новому формату потребления воды:

Блог Вениамина Векка

Интерфейс анти-редактора против WYSIWYG

Я работаю в разных системах управления примерно лет шесть. Мой первый сайт в 2012 году был на ДЛЕ, затем на Вордпресе, Джумле и хрен знает на чём еще. В каждой системе меня раздражал способ добавления информации на сайт. Тогда еще не было визуальных редакторов, которые позволяли видеть, где ты редактируешь текст. Благо страшные времена прошли, и редакторы поумнели, не считая совсем отбитых по типу Битрикс. Теперь визуальный редактор — дефолт для любой системы наполнения сайта. Но я придумал ещё более удобный вариант — интерфейс анти-редактора.

Читайте меня в Дзене

С недавних пор я начал писать в Дзен, где проблема до сих пор осталась. На дворе 2018, алло:

Интерфейс редактора Дзен
редактор заметки

Непонятно что происходит. Я вообще в редакторе? Почему изображение 3000+ пикселей так поползло? А что с подписью?

Опубликованная заметка:

Дизайн редактора Дзен

Я не узнаю заметку, которую писал в редакторе. В опубликованной другая ширина страницы, меньше изображение, и вообще весь текст по центру.

Предлагаю концепцию анти-редактора — читайте описание концепта на сайте.

Зачем дизайнеру читать «Пиши, сокращай»

В посте я много говорю про Максима и совсем ничего про Людмилу. Безусловно книга — их общее детище. Там где я пишу «Максим», мысленно подписываю «Людмила»

Я много раз писал о том, что хочу стать хорошим дизайнером — нести пользу, не факапить, не подставлять. Многие вещи мне даются с трудом в силу юного возраста и малого багажа знаний. Особенно сложно идёт с пониманием задач, эмпатией и ответственной работой. Работа с людьми и решение чужих проблем — прекрасный способ стать лучше в этих областях. Сегодня хочу рассказать еще об одном способе — книге Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой «Пиши, сокращай».

В посте я много говорю про Максима и совсем ничего про Людмилу. Безусловно книга — их общее детище. Там где я пишу «Максим», мысленно подписываю «Людмила»

Пару недель назад я дочитал книгу, но руки до поста дошли только сейчас. До сих пор отхожу от всей инфостильной темы. Я не буду приводить саммари, хайлайты или что-то еще. Лучше объясню чем книга может быть полезна дизайнеру. Пост слегка эмоциональный, так как авторы мне безумно импонируют.

Судят по обложке

В очередной раз убеждаюсь, что Ильяхов — удивительный мужик. Создал очень простой и узнаваемый стиль, пронес его сквозь веб до офлайна:

Санкт-Петербург, «Буквоед» на Восстания, 7 ноября 2016 г.

Книгу легко вычислить в книжном. Она показывает «своего в доску» в толпе: я познакомился с несколькими ребятами просто читая ее в метро. Оранжевый цвет, броский заголовок и легкая иллюстрация. Книжку одно удовольствие нести в руке, не говоря уже о чтении.

А теперь представьте, что книгу делали бы «наши» издатели. Не было бы комиксов, восхитительной верстки, и шуточек Ильяхова. Сомневаюсь, что я дочитал бы ее до конца. Вот что самое интересное в ней — способ подачи материала. Она стала предметом изучения не столько редактуры, сколько дизайна.

Обязательно посетите блог Ильхова и Сарычевой. Они много хорошего пишут

Книжка просто очень хорошо сверстана. Иногда хочется перечитать несколько страниц, чтобы еще раз насладиться расположением блоков, количеством начертаний, всяких выжимок и прочего. В обычной книге такого нет. Здесь будто читаешь блог Ильяхова — тот же текст, те же темы, тот же стиль. От сюда такой выразительный результат.

Обязательно посетите блог Ильхова и Сарычевой. Они много хорошего пишут

Собственные выводы — самые сильные

Не инфостиль

Самая главная тема книги даже не редактура, не стоп слова со штампами. Главная тема — польза. Книга пронизана идеями о смысле, правде, читателе, фактах, доказательствах, примерах и целях. Максим проехался по каждой теме, наполнил ее живыми примерами и показал как использовать в работе. Не важно что вы пишите: пост в блог, текст на сайте или очередной выпуск рассылки. Все это можно улучшить инструментами инфостиля.

Максим не призывает к тому, чтобы вы слепо верили правилам. Он за смысл:

Говорить правду, даже если она неудобная ☜
Приводить факты и доказательства
Рассказывать истории и приводить примеры
Писать коротко
Писать о пользе для других
Писать как для себя

Книга рассказывает больше о том как вообще работать. Не важно текст вы пишите, или рисуете макет в скече. Работать нужно хорошо: ни врать, ни кидать, признавать ошибки, публиковать все... Книга серьезно прокачивает эмпатию, после нее стыдно делать халтуру или левачить. Я серьезно начал задумываться над тем, что пишу и как работаю. После нее я разобрался с долгами перед друзьями и клиентами. В инфостиль у меня не очень получается, но это и не самое главное — миллионы людей прекрасно пишут без этих инструментов.

Все советы и рекомендации применимы в работе любого специалиста. И редактор, и дизайнер, и председатель совета директоров после книги станут лучше. Может это я так загнался и увидел какой-то свой смысл, не знаю. Объемы правил и рекомендаций довольно большие, но свой урок из книги я извлек. Запомнил, что инструменты информационного стиля нужно использовать с умом: не высушивать текст, не юзать правила бездумно или механически, не использовать инфостиль в ущерб смыслу.

Дело не в словах — смысл важнее слов

Текст = дизайн

С текстом работает любой человек, даже дизайнер. За пару лет в профессии я не раз сталкивался с ситуацией, когда текст использовался как заливка. Я работал с говно-копирайтерами, которые берут 250 рублей за 1000 знаков. До сих пор таких встречаю и не понимаю зачем они так работают. Блин, как можно брать деньги не за содержание, а за форму? Это настоящий пиздец.

Любой проект начинается с ТЗ, понимания или банального письма. Дальше идет расписывание задач и их решения. Затем наполнение и так далее. Удивительно, но все это текст. Если дизайнер не умеет с ним работать, то результаты будут плачевными.

В книге Максим говорит о создании любого текста. Советы помогут писать хорошо везде, даже на стенке в туалете.

Писать то, во что веришь
Копать настолько глубоко, насколько можешь
Не верить никому на слово
Перепроверять цитаты и источники
Не менять текст под давлением
Публиковать все факты давления
Не брать за работу ничего, кроме зарплаты
Не бояться никого обидеть
Не бояться потерять работу
Не врать ☜
Признавать ошибки
Подписывать работу

Максим советует быть честным со всеми и с самим собой. Только так можно выполнять работу ответственно и хорошо. Книга не поможет вам написать статью о том, как принести кому-то вред. Если у вас заказали дизайн или редактуру Казино — лучше не браться за такую работу. В ней нет пользы для людей, не считая заказчика. Никакая работа не стоит унижений, перешагиваний через себя или вранья.

Никогда не жертвуйте содержанием, ради формы

Совет на все времена

Чтобы получился хороший синтаксис, нужно делать две вещи:

  1. Читать текст вслух по многу раз
  2. Переписывать все, на чем спотыкаешься

Удивительно, насколько это просто и гениально. С макетами в Фигме или Люстре то же самое.

Как книга поможет мне

После первой сотни страниц мне стало очень трудно писать любой текст. Я начал больше думать о читателе и телегах, что я загоняю. Мне стыдно за большую часть заметок в этом блоге. Стыдно за отвратительное отношение, с которым я подходил к работе. Возможно поэтому результаты, которых я достигаю, не самые положительные.

Книга как антидот против булшета — ее магия не сработает на шарлатанах и бездельниках. Если вы нечестный человек, или занимаетесь грязными делишками — ничего хорошего и полезного в книге не ждите. Она лишь пристыдит вас и, возможно, поможет измениться. Полезный бонус книги — она здорово меняет отношение к любому делу. Про пользу я уже говорил.

После прочтения книги я не стал сразу писать лучше. У меня все еще будет кучи стоп-слов, тупых примеров и графоманских заумий. Книга не гарантирует, что я сразу же научусь создавать сильный текст. Для этого нужен опыт и большая работа над собой. Надеюсь, что со временем я научусь использовать инструменты и буду следовать простым правилам. Вот они:

  1. Сила — в правде ☜
  2. Смысл важнее формы
  3. Чем проще — тем лучше
  4. Пишите как ля себя
  5. Читайте вслух
  6. Приводите примеры
  7. От простого к сложному
  8. Пользу — вперед
  9. Поставьте заголовок
  10. Уважение и забота

Сквозь строки я увидел ясное послание:

Хватит мудачить

Хватит подставлять людей и просирать дедлайны. Хватит полагаться на волю случая и верить, что проблемы уйдут сами по себе. Хватит браться за работу, которую не потянешь. Хватит лениться и играться. Хватит хамить и ставить себя выше всех. Хватит выебываться. Хватит врать!

Возможно, Максим об этом не писал, а я все напридумал.

Что делать, если клиент ошибается

Блог Вениамина Векка

И редакторы посыпались...

Изначально я хотел написать большой пост про клиентов и все такое, но лучше будет разделить на серию. Сегодня про легкое ощущение допущения ошибки со стороны клиента.

Очень часто в своей работе я встречаюсь со странными предложениями от заказчиков. Одному хочется использовать серое на сером, другой топит за круглые визитки, третий за антидизайн. С этими предложениям я постепенно учусь работать — выслушивать, обдумывать, принимать, дорабатывать и решать. Пару месяцев назад для меня это стало откровением.

Слышишь херню? — сообщи. Заказчик тоже человек и очень хочет участвовать в процессе: «А давайте нарисуем большой хрен на главной?». Это предложение интересное, но вряд-ли будет работать. Я это подозреваю и прямо говорю. Не факт, что ко мне прислушаются, но попробовать отбросить дурной вариант необходимо. Если клиент сильно настаивает, то не нужно понтоваться — дайте ему возможность увидеть глазами.

Не верит — покажи. Клиенты бывают настырные. Если попытки отбросить дебильные идеи четны — визуализируйте его задумку. Пусть сам убедится в будущем фейле. Разумнее было бы все объяснить, чтобы не тратить время на пустые макеты, но показывать картинки — наглядней. А еще никто не мешает за это взять деньги.

Тут может быть два варианта — клиент оказывается прав и вы по уши в дерьме, либо правда остается за вами и вы на коне.

Ты ошибся — не бузи. Если картинка доказывает теорию клиента — ваш профессионализм ставится под вопрос. Получается, что клиент сам недурно решает свою задачу. Ок, тогда вам нужно помочь реализовать ее наилучшим образом. Тут можно вырулить в сторону того, что любая идея в виде идеи — ничего не стоит. Хорошее решение — результат работы двух сторон.

Он ошибся — не стеби. Если картинка доказывает, что идея клиента, — полный отстой, — не вините его. Не говорите, что вы были правы и все такое. У меня был случай с одним клиентом, которому я делал визитку. Он просил сделать круглую визитку, а мне эта идея казалась бредовой. Тогда я предложил проверить идею на практике — сверстал и попросил распечатать. Он убедился, что круглая визитка совершенно неюзабельна. Вместо того, чтобы предложить новый, удобный вариант, я начал выебываться, понтоваться и кичиться. Результат: клиент обиделся и ушел. Не делайте так.

Теперь задачу реши. После того, как дебильный вариант отброшен в сторону, клиент убежден, а ваше чувство собственного великолепия на высоте — можно предложить что-то работающее.

Ошибки совершают все: и клиенты, и дизайнеры, и арт-директоры, и президенты. Не важно каких масштабов допущена ошибка и кто виноват — важно что вы будете делать дальше.

Клиентские проекты помогают мне расти

В этом посте я использую абстрактный термин «понимание». На моем языке — это часть эмпатии, которая помогает разобраться с проблемой. «Понимание» прокачивается с опытом и возрастом.

Полгода назад я написал заметку о легком понимании дизайнерской задачи. Тогда я только-только входил в кураж. Все это время я очень серьезно подходил к пониманию. Я старался работать с заказчиками, которым небезразличен итог. Которые готовы обсуждать работу и приходить к ожидаемому результату. Я фильтровал плохую работу и отбитых людей. Я здорово прокачался в области понимания и решения задач благодаря реальным проектам. В этом посте рассказываю почему они важны.

В этом посте я использую абстрактный термин «понимание». На моем языке это часть эмпатии, которая помогает разобраться с проблемой. «Понимание» прокачивается с опытом и возрастом.

В начале 2015 года я начал с личных проектов — выдуманных. Я совсем не зарабатывал и очень медленно развивался. Дело в том, что я не решал никаких задач. Я пытался овладеть инструментами и придумывал всякое, чтобы хоть как-то окунуться в профессию. Только с появлением первых клиентских проектов я почувствовал что значит быть дизайнером. Это действительно сложная работа, в первую очередь связанная с головой.

Я всегда был тупенький и не особо вывозил задачи, но спустя эти полгода с уверенностью вхожу в любой проект. Мне казалось, разговоры с взрослыми дядьками на сложные темы — самая скучная часть профессии. Ведь самое клевое — это рисовать, придумывать, макетировать, прототипировать и создавать! Но после нескольких десятков переговоров с обсуждением реальных задач я влюбился еще больше в свою профессию. Мне безумно интересно говорить с заказчиками и тратить часы на понимание. Об этом я расскажу в следующем посте.

Личные проекты, дипломы и курсы никогда не научат пониманию. Они чуть-чуть помогут вникнуть в тему и набить руку. Клиентские проекты серьёзно влияют на собственное видение. Благодаря им открываются удивительные знания в области бизнеса, переговоров и дизайна. Разумеется, сходу я не смогу их перечислить. Мне трудно это передать словами или текстом — в моей голове это намного красочней и понятней. Попробую обобщить:

Клиентские проекты помогут решать задачи в будущих проектах

Впервые я это понял, работая над сайтом для одной небольшой компании. Мы тогда с клиентом спорили на тему того, зачем нужны хлебные крошки. Я был против крошек, а ему казалось, что они помогают в СЕО. Тогда я поставил перед собой задачу — «избавиться от крошек с помощью навигации сайта». Мне удалось показать клиенту, что навигация отлично работает, а костыли в виде крошек не нужны. Мне помог небольшой опыт в СЕО, разработке и верстке. После сайт превратили в лютое говно, но опыт остался — я научился работать с возражением, решил проблему и победил плохое решение. Этот опыт мне пригодится в дальнейшей работе.

Дизайн-фишечки — маленькие решения маленьких задач, которые я запоминаю или записываю. Это плод больших трудов, который может быть незаметен для других людей, зато прекрасно работает. Фишечки тащат.

Опыт работает очень странно и неожиданно. Вот я впервые узнаю о проекте, приезжаю на встречу. Выслушиваю задачу, или кучу инфы от клиента. Задачи чаще всего размыты, нужно их сформулировать. Во время общения с клиентом я ловлю какие-то флешбеки с предыдущих кейсов. Я вспоминаю решения, которые делал ранее, и моментально их выдаю. Клиент их принимает, обдумывает и привязывает к своему бизнесу. Спустя время мы раскапываем задачу, определяемся с направлением работы и временем. Я беру пару дней на «понимание» и стараюсь записывать все, что происходит в моей голове относительно этого кейса. Затем проект заканчивается и помимо всех радостей жизни, у меня остаются маленькие дизайн-фишешчки проекта. Эти фишечки — самое важное в проекте. Именно они приходят в голову в виде флешбека. Больше проектов — больше фишечек. Наверно, это так работает.

Дизайн-фишечки — маленькие решения маленьких задач, которые я запоминаю или записываю. Это плод больших трудов, который может быть незаметен для других людей, зато прекрасно работает. Фишечки тащат.

Участвуя в клиентских проектах я прокачивал и другие области. Я понял, что умение красиво рисовать, прекрасно верстать и разбираться в шрифтах — лишь отвертки и молоточки. Главный инструмент — голова. Никакие курсы по фотошопу и скечу не сделают из меня «того самого» дизайнера. Только реальные клиентские проекты, опыт, эмпатия, понимание задач и усердная работа. Конечно, инструменты очень важны, но ими может овладеть любой балбес. А вот научиться вникать в бизнес, разбираться с проблемами и искренне помогать — сможет не каждый. И я счастлив осознавать, что у меня начинает получатся. Пусть даже и чуть-чуть.

Ваш собственный сайт, блог, мини-страничка или что-то еще — это прекрасно, но слабовато. Даже маленькая визитка для знакомого обернется целой кипой знаний. Прокачка идет сама в процессе работы с задачей. Ради опыта стоит браться за любые клиентские проекты. Даже если мало платят и сроки жмут. Спустя время проекты нужно фильтровать от трешака. Умение грамотно фильтровать приходит с эмпатией и пониманием. Появляется какое-то дополнительное чувство, которое помогает отличить «тот самый» проект и вписаться в него. Сейчас я стараюсь больше времени уделять клиентским проектам, которые представляют дизайнерский интерес. Я стараюсь не распыляться на задания, где требуются мои руки. Больше на задачи, где требуется голова. Учусь фильтровать, помогать, решать и думать.

Следующая заметка про общение с заказчиком. Не про переговоры и всякие заумные термины. Про опыт, понимание, все самое сложное и приятное.

Не отдаляйте макет, вы же не художник

Раньше у меня была тупая привычка — отдалять макет сайта, чтобы посмотреть на него со стороны. Эта привычка пришла в веб-дизайн из граф-дизайна. При верстке плаката или в рисовании очень полезно отдалить макет и окинуть его взглядом. Так еще делают художники.

Художникам так делать можно, веб-дизайнером — нельзя. Нельзя оценивать дизайн не в реальных условиях. Отдаленный макет — нереальные условия. Как часто вы изменяете масштаб сайта на 40-50%?

В отдаленном макете плывет все:

  1. Текст становится неразборчивым.
  2. Изображения выглядят слишком мелкими.
  3. Воздуха подозрительно много.
  4. Отступов подозрительно мало.
    ...

После отдаленного макета хочется все увеличить. Чтобы не сбивать себя с толку работаете в 100% масштабе. Вы же не картины рисуете, что там оценивать? Цветовую гамму?

10 апреля   дизайн

Делать что-то каждый день —> «Эврифейсдей» —> «Соточки»

Я всю жизнь топлю за истину — делать что-то каждый день. Примерно неделю назад я запустил новый проект «Эврифейсдей». Суть его в том, чтобы каждый день на протяжении года рисовать лица. Я всегда любил рисовать разные морды, но теперь решил в этом чуть-чуть покачаться.

мультипотенциальность

Просто открыл люстру и начал рисовать:

иллюстрация Векка

Час перед сном. Первая попытка с цветом:

Блог Вениамина Векка

Дальше я решил делать полноценные иллюстрации, а не наброски. Они занимают примерно два часа работы:

Блог Вениамина Векка

После очередной физиономи я улегся спать. Валялся в поту и никак не понимал зачем я все это затеял. Может от дикого желания научиться рисовать хоть что-то. Может от книжки Яны Франк, которую сейчас читаю. Я всегда думал, что рисование — это не мое. У меня кривые руки, которые делают что-то не то: я не чувствую форму, не понимаю ничего в цветах, тенях и анатомии.

Блог Вениамина Векка

Особенно трудно повернуть лицо куда-нибудь. Я даже представить не могу как выглядит нос, если сместить голову хоть на градус. Как понять куда прячутся уши и как нарисовать, блин, ровные брови? На все эти вопросы я должен был найти ответ в книге «Как научится рисовать за 30 дней». Но на эту книгу я положил болт еще полгода назад.

Блог Вениамина Векка

Тут же я понял, что не хочу становиться иллюстратором. Я хочу стать мультипотенциальным дизайнером. Поэтому решил превратить 365-дневный проект в 100-дневный. За 100 дней я уж точно подниму свой «скилл». Вместо того, чтобы рисовать целый год морды, лучше буду рисовать разное. План пока такой:

  • 100 иллюстраций лиц
  • 100 букв (несколько в одном стиле)
  • 100 узоров
  • 100 леттерингов
  • 100 паттернов
    ...

Моя цель — уметь много всего и применять это в работе. Я убедился, что знания, полученные в разных сферах дизайна, очень помогают в решении задач. Самый смак находится на пересечении областей. Постараюсь рассказать об этом в следующих постах. «Эврифейсдей» превратились в «Соточки». Теперь проект вызван не желанием, но нужной — качать во мне разные скиллы каждый чертов день. Следить за всем можно в инстаграме и телеграм-канале.

Блог Вениамина Векка

Запустить функцию когда она нужна

Меня безумно бесит тупая самодеятельность функций, я люблю когда все работает для меня. Нет ничего хуже, чем отмахиваться и отбиваться от атак интерфейса. Затыкать музыку на фоне, выключать лишнее приложение или программу — ежедневный заеб и борьба.

Я обожаю открывать миллион вкладок с блогами, рассылками и видосами, чтобы после работы все это съесть. Меня не напрягает, что вкладки жрут оперативу или что-то еще — комп должен держать всё в уме, не я. Раньше вкладки меня бесили тем, что включали внутреннее мультимедиа — теперь такого не происходит. Особенно за эту фичу я полюбил Ютуб — можно открыть кучи видосов в браузере, все погрузиться и будет терпеливо меня ждать. Ютуб запустит видео как только я буду готов посмотреть. Это самый крутой дизайн самодеятельности функции — запустить когда она нужна.

Логику можно переложить на все что угодно, где участвует человек. Парадная должна включать свет, когда я в нее вошел. Устройство должно просыпаться, когда я его взял в руки. Эскалатор должен поехать, когда я к нему подошел. Пусть функция не жрет ресурсы, если ей не пользуются. Пусть она беспалевно подумает, но заработает только для меня.

1 апреля   дизайн   интерфейсы   ютуб
Ранее Ctrl + ↓