Универсальность против специализации

Поговорим об узкоспециализированных специалистах. Сразу оговорюсь, я очень уважаю всех специалистов, которые башут в одно направление и становятся в своей области лучшими. Я уважаю узкоспециализированных графических дизайнеров, программистов, иллюстраторов, редакторов и прочих. Честно говоря, я им завидую потому что не смог бы остаться в одной нише на долго. Мне нравится заниматься всем подряд, чтобы находить интересные решения на пересечении и уметь взаимодействовать с каждым специалистом на его уровне. Это немного сложнее, потому что универсальность требует опыта во всех областях. Получение опыта во всех областях требует большого количества времени, а время, как мы знаем, играет за противоположную команду.

Вот обычный чувак решил стать дизайнером. На одном из этапов обучения он понимает, что лучше заниматься чем-то одним, зато лучше всех. Так делает Покрас, Гордон, Холмс, Хаус и другие узкоспециализированные звери. Уходит, например, в иконки, или ЮИ и качается там. Проходит несколько лет, он становится реально крутым и востребованным специалистом, однако таких как он сто на два места. Берут, как правило, самого опытного, либо по знакомству. Хрен знает как карта ляжет, он не уверен в своём выборе. Узкоспециализированный специалист расстраивается и начинает изучать другую область. Ему, допустим, снова не везет, он изучает третье направление и так до бесконечности. Есть шанс стать универсалом, но он чудовищно мал. Если специалист слишком сильно уверен в себе, то будет продолжать учиться и добьётся своих целей, если он слаб — уйдет. К сожалению, большая часть дизайнеров, которые начинали вместе со мной, уже давно на все забили и работают в Макдаке. Упираемся в мотивацию и правильность выбранного пути. Прочитали ли они Папанека?

Универсальный дизайнер хорош тем, что может вести работу со всеми узкоспециализированными специалистами на их уровне. Он не сможет отрисовать сам технический дизайн, зато сможет найти промышленного дизайнера, поставить ему задачу, и контролировать процесс работы. Он может видеть действительно удивительные решения задачи в самых неожиданных пересечениях. Вот в чем соль.

Легко стать универсалом можно в Бюро, где требуется изучать все подряд: от типографики и верстки, до редактуры и права. Легко потому что есть всякие гуру по типу Бирмана, Ильяхова и Горбунова. Как под их надсмотром можно не научиться дизайну? Самому все изучать намного сложнее и дольше.

Я не учился в Бюро, могу судить лишь со стороны, но судя по работам выпускников, которые мелькают по всему интернету — учат там очень хорошо. В Бюро учат всему подряд потому что каждая из дисциплин полезна дизайнеру. Как можно делать проект не умея вести переговоры с клиентом? Как можно верстать сайт, если не шаришь в типографике и интерфейсах? — можно, но выйдет все как у меня — через задницу. Не просто так школа в Бюро называется Школой — учат всему — все пригодится в дальнейшей работе.

Что делать дизайнеру если он никак не определился с направлением? Нравятся ему шрифты и программирование. Бросать программирование и заниматься только шрифтами? — полный бред. Пусть занимается и шрифтами и сайтами. А потом типографикой и ЮИ. Через несколько лет он научится находить удивительные решения на перекрёстке направлений.

«В ДНК Apple заложено, что одних технологий недостаточно. Технологии должны быть совмещены с искусством и гуманитарными науками, чтобы заставить наши сердца петь» — Стив Джобс.

Бывает людям просто скучно заниматься чём-то одним. Родители всю жизнь нам твердят что нужно уметь делать что-то одно хорошо. Я не спорю что нужно уметь делать хорошо, но почему только одно? Почему нельзя учиться делать все хорошо? Или такого паттерна они просто не видят? Ненавижу когда указывают тебе что делать, будучи никем. Если бы «всякие советчики» сами попробовали один путь и другой — тогда другое дело. Но советуют в основном диванные философы. Нечего их слушать. Делайте что хотите.

Универсальность пугает всех потому что трудно быть во всем молодцом (у меня, например, пока не получается). Трудно одновременно делать хорошо сайты, верстать, рисовать и все вот это, если вы юны и неопытны. В этом плане намного легче выбрать одно направление и развиваться в нем. Сидеть в веб-дизайне и клепать сайты. Серьёзно, я бы умер со скуки. Мне, конечно, интересны сайты, но делать их целыми днями я бы не смог. Очень важно чём-то разбавлять свою работу. Мастера слова рекомендуют разбавлять различным хобби, а что если твоё хобби это работа? Разбавляю сайты вёрсткой, вёрстку логотипами, логотипы шрифтом, шрифты навигацией, навигацию промышленным дизайном...

Следующая проблема с которой сталкивается начинающий универсальный дизайнер — это хейт со стороны. Если ты выходишь со своими слабыми работами и пропагандируешь мультидизайн на тебя смотрят как на придурка. Это нормально. Смотрят и ладно. Я привык к критике в стиле того, что мои проекты говно; что я пишу о том, чего не знаю; что мой сайт стремный и все такое. Я весь такой неопытны и юный, но сейчас полностью обеспечиваю себя за счёт заказов с сайта. Я прекрасно понимаю, что не смогу сам сделать крутой сайт, сам нарисовать офигенный логотип, или сверстать книгу. Я к этому и не стремлюсь: я смогу найти людей, поручить работу им и руководить процессом. Смешно звучит от двадцатилетнего неумехи, однако я так работаю последние несколько месяцев. У меня нет цели уметь абсолютно все на уровне узких специалистов. Цель в том, чтобы знать базу всех направлений, а потом идти дальше. В ширину, а не в глубину.

Побочный эффект универсальности в том, что если вы не умеете искать нужных вам людей — вы загнётесь. Умение находить нужных людей, работать с ними, нести за них ответственность — один из важнейших скиллов любого мультидизайнера.

Мультидизайн — мой вид познания и способ решения задач. В основе — поиск перекрестков и закономерностей в различных направлениях дизайна.

Я сформулировал это понятие для себя полгода назад для мотивации. Мне нужна была мантра или какое-то личное объяснение деятельности. Иногда я тоже сомневаюсь — может бросить все и учиться чему-то одному? Потом я читаю свои заметки или идеи и ставлю себя на место. Такой способ мотивации. Внешнее давление всегда очень сильно влияет на любого человека. Приходиться учить себя не обращать внимания на толпу и делать дальше своё дело. Дальше толкать свои идеи, даже если их встречают неоднозначно. Я работаю в такой области, где мнение других людей очень важно. Обычно не обращаю внимания на всяких мудаков и выскочек, но со временем шайка растет и превращается в раковую опухоль. Игнорировать уже не получается — надо резать. Вечный хейт тоже нужно уметь терпеть. Уметь не сдаваться и не поддаваться на провокации.

Мне кажется, что в работе дизайнера самое важное — уметь находить общие паттерны в неожиданных пересечениях. Каждый может стать узкоспециализированным специалистом. Чтобы стать универсалом надо запастись терпением и много учиться — что я и делаю.

Я не стараюсь убедить вас в том, что специализация — отстой. Вы можете стать очень популярным дизайнером, если будете специализироваться. Этим постом я хотел объяснить почему я выбрал именно такой путь (буду кидать ссылку на этот пост разным кускам той опухоли). Хочу добавить, что если вы выбрали какое-то направление, не стоит заканчивать только на нем. Учитесь разному и познавайте все виды дизайна. Работайте и развивайтесь. Только так можно добиться своих целей.

Поделиться
Отправить
Запинить
Популярное