Дизайнер должен любить текст

Блог Вениамина Векка

За последние полгода я сменил шесть компаний. В двух из них работал удаленно. О причинах ухода расскажу в других постах. Во всех компаниях я заметил одно сходство — дизайнеры пренебрежительно относятся к типографике и любому тексту. Рыба в описании, висячие предлоги, шрифтовой пиздец — дефолт любого плохого дизайнера.

Мне кажется, что дизайнер должен уважительно относиться к тексту — не срать им. Самый лучший способ научиться это делать — писать людям письма. До 18 лет я почти никогда не использовал почту, думал, что все можно делать во Вконтактах и Твитерах. После создания блога и сайта я обнаружил, что почта — самый лучший способ связи. Даже сейчас, я не люблю общаться в мессенеджерах, но время жестокое — почта в этом плане проигрывает. Со временем я научился верстать текст письма с помощью отступов и других функций любого текстового редактора.

Как только овладел базовым оформлением письма я пошел дальше — начал учиться верстать в Индизайне. Первые работы, да и нынешние, нельзя назвать эталоном хорошего дизайна. Мне не удалось идеально овладеть инструментами, зато я чуточку прозрел. Я понял, что абсолютно любой дизайнер должен понимать как работать с текстом. Как расположить заголовок на сайте, как показать новость в приложении, как разместить подпись в газете. Текст — самый базовый элемент верстки, без него верстальщику нечего верстать, программисту нечего программировать, а дизайнеру нечего оформлять. Если дизайнер пренебрежительно относится к тексту, непонятно как он вообще попал в профессию.

Типичный диалог с дизайнером из плохой студии:

— Я выслала тебе макет, посмотришь?
— Да, я смотрел, а что с текстом?
— В смысле?
— Текст выглядит как лужа, почему-то выключен по центру, висят предлоги, короткие тире — пиздец полный
— Не понимаю. Я нарисовала красивый макет, причем тут текст? Его же мало.
— При всем! Прогони, пожалуйста, через типограф — увидишь разницу.

Разницу она почти не видит. Я не буду перечислять в этом посте способы сделать текст лучше и чище. Для этого посетите сайт Бюро и купите книгу «Пиши, сокращай» Ильяхова. Не обязательно знать все правила по типографике наизусть. Уважайте текст — уделяйте ему внимание. Если дизайнер забивает болт на текст, значит он забивает болт и на дизайн. А это полный отстой — одно от другого не отделимо.

В плохих студиях я часто сталкивался с ситуацией, когда дизайнер делает кучи макетов, а заказчик их не принимает. Где-то картинки не такие, где-то цвета странные, или шапка не та. Дизайнер потеет над макетом и никак не может понять как угодить заказчику. Сроки срываются, бюджет увеличивается, все недовольны. Дизайнеру тошно от работы, его все ругают — ни он, ни заказчик не понимают в чем дело. А все дело в тексте.

Клиент неосознанно понимает, что тексту не уделено вообще никакого внимания. Дизайнер сделал сайт, не разобравшись в работе компании — поверхностно прочитал описание, толком не понял специфику. Он просто скопипастил все из ТЗ. Именно поэтому решения, которые он задизайнил на сайте — неубедительны. Дизайн нарисован, но не спроектирован, каждый элемент случаен. Иной раз я подхожу к дизайнеру и спрашиваю:

— А что здесь за штуки такие приклеены?
— Ну просто оформление.
— Так зачем оно здесь?
— Не знаю, мне так нравится.

Этими словами дизайнер подписывает себе смертный приговор. Мне повезло работать связующим мостиком между дизайнером и клиентом. Я бы не назвал себя менеджером так как больше отвечал за общую концепцию. Каждый раз дизайнер приносил мне случайный макет. Сделать что-то нормальное нам удалось после десятой итерации. Мы начали все с чистого листа, но сначала уделили внимание тексту. Клиент протестовал, но мне удалось объяснить, что дизайн без текста — случайный. После этой работы я вывел правило:

Плохой текст = плохой дизайн

С тех пор я стараюсь внимательно относится к тексту. У меня не всегда получается сделать идеально, но я верю, что это дело времени и практики. Не обязательно хорошо разбираться в типографике, чтобы понимать где норма, а где перебор. Безусловно, мне помогли книги по дизайну, но можно обойтись и без них. Не стоит себя насиловать, если нет желания углубляться в тонкости. Однако оформление текста всегда стоит на втором месте, после смысла. Умение писать, как и верстать — базовые скиллы любого дизайнера.

Еще со школы я ненавидел русский язык, я его просто не понимал. С приходом в дизайн, я начал испытывать к языку и кириллице смешанные чувства. Как только я овладел базовыми навыками верстки я полюбил русский язык. Даже вот пишу что-то. Сейчас я начал знакомство с инфостилем, что больше подстегивает интерес к нашему языку. Я совмещаю приятное с полезным — кайфую от процесса работы над текстом. В дальнейшем мне это поможет решать задачи в области информационного дизайна, где текст играет наиважнейшую роль.

Я убежден в том, что любой информационный дизайн начинается именно с текста, после задач, желаний, тестов и прочих прелюдий. Я не обладаю большими знаниями в области верстки, не знаю многих правил и канонов. Мне трудно даются узконаправленные скиллы, но легко дается понимание принципов. Благодаря приобретенной любви к тексту я научился базово писать, верстать, иллюстрировать, объяснять. Как будто все навыки разом прокачались на несколько уровней. Дизайнеры, относитесь к тексту с любовью — это очень важно в нашей работе.

Поделиться
Отправить
Запинить
14 февраля   дефолт   дизайн   дизайнер
2 комментария
Константин

Человек, пишущий заметку о внимании к тексту, делает в ней столько ошибок, что производит впечатление точно такого же «забивающего болт» дизайнера.

Вениамин Векк

С грамотностью у меня проблемы. Лучше бы выделили что-нибудь и скинули на почту. Я писал на эту тему.

Роман

Попробуй перед публикацией сначала загонять пост на http://orfogrammka.ru

Вениамин Векк

Спасибо.

Популярное